Сраница логопеда

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №13 г.Новопавловска"

Кировского района Ставропольского края

Страничка логопеда

 

 

Почему не каждому дается грамота?

 

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких «умненьких», но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют к детскому психиатру.

Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у и того же ребенка, при этом отставания в умственном развитии у него никто не находит.

ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов страдают дислексией. Существует предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях.

        Нарушение чтения чаще становится очевидным ко второму классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

       Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: «Б-П», «Д-Т», «К-Г», «С-З», «Ш-Ж». Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

      При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом, их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развиваются чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо. Они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

     У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы  в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь».

      Они могут не обратить внимание на лишнюю палочку в букве «Ш», крючок в букве «Щ». Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

       Логопеды иногда обращают внимание на «зеркальный» характер письма пациентов, при этом буквы перевернуты в другую сторону, как при изображении в зеркале. Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные преревороты букв – характерная особенность левшей.

 

Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?

 

        Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчтво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

 

Кто способен научить ребенка читать и писать?

 

        Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – логопеда.

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная для складывания слов, выделения грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Техника чтения – следующий этап упорной работы.

       Психоневролог может помощь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояние, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

                                                                    

                                                                    Учитель-логопед  Е.А.Бондаренко

Дата последнего обновления страницы 13.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения