ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ.
В младшем школьном возрасте ребенок проходит через так называемый кризис 7 лет. Он связан с изменением социальной позиции ребенка. Теперь он школьник: у него новые обязанности и возможности, новое окружение, он знакомится с множеством людей - учителями, одноклассниками и т.д. Считается, что кризис 7 лет – это рождение социального «Я» ребенка.
Изменение самосознание приводит к переоценке ценностей. Теперь наибольшую значимость для ребенка представляет все, что так или иначе связано со школой -школьные успехи, отношение учителя, родителей, одноклассников и т.д. Для ученика его ситуация в школе и дома мощный источник положительных или отрицательных эмоций.
Все эти ситуации влияют на адаптацию первоклассников.
Адаптация к школе – перестройка познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка при переходе к систематическому школьному обучению «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное к дезадаптации.
Психика ребенка в начале обучения в школе испытывает определенную нагрузку, т.к. резко изменяется образ жизни увеличивается, и качественно усложняются требования, предъявляемые со стороны учителя и родителей. В связи с этим возможно возникновение определенных адаптационных затруднений.
В последнее время увеличивается количество детей, которые уже в начальной школе не справляются с учебной программой. Они требуют к себе особого внимания со стороны педагога, психолога и родителей, т.к. хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся.
Все понимают, что обучение в школе имеет свои особенности.
Хочется назвать самые основные:
1. С поступлением в школу ребенок начинает выполнять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность.
2. Оно требует систематического обязательного выполнения ряда (для всех одинаковых) правил, которым подчинено всё поведение ученика во время его пребывания в школе.
3. Поступление в школу требует определенного уровня развития мышления, произвольной регуляции поведения навыков общения.
Учитывая всё изложенное, родители обязаны оказывать помощь для ускорения и облегчения процесса адаптации. Для этого они должны быть ознакомлены с «Психическими условиями адаптации ребенка в школе».
1. Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны членов семьи.
2. Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
3. первое условие школьного успеха и самоценность ребенка для его родителей.
4. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
5. неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.
6. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность с ними после школы.
7. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
8. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
9. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
10. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
11. Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.
Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
Попросит – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
Не дерись без причины.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо повесить свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет и почему.