ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №13 г.Новопавловска"

Кировского района Ставропольского края

ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ

 

 

 ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ.

 

   В младшем школьном возрасте ребенок проходит через так называемый кризис 7 лет. Он связан с изменением социальной позиции ребенка. Теперь он школьник: у него новые обязанности и возможности, новое окружение, он знакомится с множеством людей - учителями, одноклассниками  и т.д. Считается, что кризис 7 лет – это рождение социального «Я» ребенка.

    Изменение самосознание приводит к переоценке ценностей. Теперь наибольшую значимость для ребенка представляет все, что  так или иначе связано со школой -школьные успехи, отношение учителя, родителей, одноклассников и т.д. Для ученика его ситуация в школе и дома мощный источник положительных или отрицательных эмоций.

   Все эти ситуации влияют на адаптацию первоклассников.

     Адаптация к школе – перестройка познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка при переходе к систематическому школьному обучению «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное   к дезадаптации.

    Психика ребенка в начале обучения в школе испытывает определенную нагрузку, т.к. резко изменяется образ жизни увеличивается, и качественно  усложняются требования, предъявляемые со стороны учителя и родителей. В связи с этим возможно возникновение определенных адаптационных затруднений.

   В последнее время увеличивается количество детей, которые уже в начальной школе не справляются с учебной программой. Они требуют к себе особого внимания со стороны педагога, психолога и родителей, т.к. хроническое отставание в начальной школе  отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся.

   Все понимают, что обучение в школе имеет свои особенности.

   Хочется назвать самые основные:

1.     С поступлением в школу ребенок начинает выполнять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность.

2.     Оно требует систематического  обязательного выполнения ряда (для всех одинаковых) правил, которым подчинено всё поведение ученика во время его пребывания в школе.

3.     Поступление в школу требует определенного уровня развития мышления, произвольной регуляции поведения навыков общения.

      Учитывая всё изложенное,  родители обязаны оказывать помощь для ускорения и облегчения процесса адаптации. Для этого они должны быть ознакомлены с «Психическими условиями адаптации ребенка в школе».

1.     Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны членов семьи.

2.     Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

3.     первое условие школьного успеха и самоценность ребенка для его родителей.

4.     Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.

5.     неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.

6.     Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность с ними после школы.

7.     Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

8.     Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

9.     Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.

10.                       Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

11.                       Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

    Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

 Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

 Попросит – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.

 Не дерись без причины.

 Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

 Играй честно, не подводи своих товарищей.

 Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

 Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

 Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

 Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

 Старайся быть аккуратным.

 Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

 Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

    Очень хорошо повесить  свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет и почему.

Дата последнего обновления страницы 13.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения